|
Автопортреты
Библейские сюжеты
Война
Красная Шапочка
Портреты
Леда и лебедь
Похищение
Европы
Другие |
|
Длительное, протяженное во времени событийное пространство мифа спрессовано Брусиловским до размеров яйцеобразного сгустка, помещенного в квадрат холста. Он композиционно соединяет в концентрированном изложении начала и концы мифологических ситуаций. Так, в лебеде акцентированы разрушительные черты громовержца Зевса, Леда воспринимается в контексте картины как прообраз будущей дочери Елены, прозванной Прекрасной, а Троянская война интерпретирована как бойня XX века. Причем живописец поражает свободой художественного высказывания. Он вдохновлен здесь знаменитыми трагическими образами Ночи-Дня, Утра-Вечера из капеллы Медичи и отказом Микеланджело в их решении от физиономизма и даже маски лица.
Не оттого ли и Леды Брусиловского без лиц. Их обнаженные тела с расщепленными, как раковины, головами напоминают хрупкие сосуды, в которых как будто импровизируется тема раковины, яйца и лика Богоматери в алтарной композиции Пьеро делла Франческа.
Брусиловский создает свою версию мифа, обнажая формулу: любовь, рождающая жизнь, рождает и смерть. Отсюда такое необычайное соединение лирики и трагизма, покоя и тревоги, беззащитности и агрессии, выраженных в острых, экспрессивных цветовых и пластических конфликтах. Он помещает все фантастическое действо мифа в гробницу, как будто созданную по лекалам Дали, но разрушаемую ниспадающим цветовым потоком по партитуре Кандинского.
Когда смотришь на полотна Миши Брусиловского, созданные по мотивам античного мифа о любви Леды и Зевса в образе лебедя, то невольно сопоставляешь их с известными ренессансными изображениями — сохранившимися этюдами и набросками, выполненными черным мелом и чернилами Леонардо да Винчи к своей позже утраченной картине, о которой можно судить сегодня лишь по незаконченному перовому рисунку Рафаэля и написанной маслом по деревянной доске композиции Франческо Мельци из галереи Уффици во Флоренции. Вспоминаются и Леда Якопо Тинторетто, созданная под впечатлением тициановского образа Венеры Урбинской, Леда Корреджо и другие. |
|
|
|
|
|
Леда
1989 |
|
Леда
и лебедь
1967 |
|
|
|
|
|
Леда
и лебедь
1991 |
|
Леда
1964 |
|
|
|
|
|
Леда
1974 |
|
Леда
и лебедь
2000 |
|
|
|
|
|
Леда
1992 |
|
|
|
|